Схима иеросхимонаха Иоакима (Симеона Ульянова) 18 век

Схима монаха Иоакима с молитвой "Ала-Ала"
(Кремль Углича. Палата дворца угличских удельных князей)
 

Схима и колода монаха Иоакима в углическом музее.
 

Воскресенский мужской монастырь в г. Углич

ЖИТИЕ СХИМОНАХА ИОАКИМА (Симеона Ульянова)

Сведений о его жизни сохранилось, к сожалению, очень мало; некоторые из них пока еще до конца не уточнены. Из ставленических грамот известно, что до пострига иеросхимонаха Иоакима звали Симеон Ульянов. Живя в миру, он отличался благочестием. 25 января ст. ст. 1679 года в соборной церкви Успения Божией Матери г. Ростова Симеон Ульянов был рукоположен во иереи митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой Сысоевичем для служения в храме святого великомученика Георгия села Юрьевское Угличского уезда. Затем, вплоть до 1707 года, проходил свое священническое служение в храме Единоначальной Троицы села Мимошна (по соседству с селом Княжевым). Имел по крайней мере двух сыновей, один из которых - Иоанн был в последствии священником, а другой -Иаков пономарем в храме села Мимошна.
В 1707 году иерей Симеон овдовел, после чего поступил в число братии Воскресенского монастыря, приняв постриг с именем Сергий. По обычаю того времени вдовый священник, поступив в монастырь, не имел права совершать священнослужение, чтобы сначала навыкнуть смирению и послушанию.
Лишь 23 августа 1712 года епископом Ростовским и Ярославским Георгием дано было иеромонаху Сергию письменное благословение принимать исповедь и совершать богослужения.
После 1718 года иеромонах Сергий принимает схиму (предположительно с именем Иоаким).
Из пропавшей грамоты известно, что ои проводил подвижнический образ жизни: носил вериги, питался хлебом и водой, выдолбил для себя дубовый гроб-колоду, в которой и спал.
Дата кончины его неизвестна, но предположительно старец преставился между 1718-1731 годами.
Обретены мощи иеросхимонаха Иоакима были случайно. Во время войны в Воскресенском монастыре находился склад одной из частей Северного флота. 14 сентября, в день памяти преподобного Симеона Столпника, в подклете Воскресенского собора проводились земляные работы. На метровой глубине была найдена хорошо сохранившееся дубовая колода, а в ней мощи схимника.
По свидетельству очевидцев (некоторые из них живы и сейчас), колоду вынесли на улицу, мощи поставили стоя, прислонив к стене. Собралось множество местных жителей, школьников из близлежащих школ. Некоторые отрывали се. бе части одежды и даже плоть от мощей, кто-то снял с монаха сапога.
Спустя некоторое время колоду с мощами погрузили в кузов грузовика и в этот момент раздался громовой голос ("как будто гром прогремел"): "Вернусь через 50 лет". Все собравшиеся были потрясены. Кто-то упал навзничь, женщины плакали, некоторые стояли на коленях.
В течение некоторого времени мощи находились в Угличском музее, а затем, чтобы "не смущать" местное население, были переданы в Ярославский медицинский институт на кафедру судебной медицинской экспертизы, где сдужили наглядным пособием для студентов (схимник лежал полностью обнаженным, под стеклянным футляром); колода, схима и две грамоты остались в Угличе.
В начале 90-х годов о нетленных мощах, которые находились в медицинском институте, узнало духовенство г. Углича. Благодаря многим усилиям благочинного Угличского благочиния протоиерея Владимира Бучина, ходатайству Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, 28 декабря 1995 года состоялась передача мощей иеросхимонаха Иоакима Православной церкви. В тот же день мощи были перевезены в храм царевича Димитрия "на поле" г. Углича, где архиепископ Михей в сослуженни местного духовенства и в присутствии множества мирян отслужил первую панихиду по приснопамятному старцу. После панихиды Владыка, обращаясь к верующим, сказал: "Нетление мощей еще не является доказательством святости человека. Для того, чтобы прославить угодника Божиего, церковь требует свидетельства о чудесах, исходящих от мощей. Но как вы знаете, раньше религия подвергалась очень большим гонениям. Поэтому вполне возможно, что схимонах Иоаким не мог проявить своей святости и каких-либо чудес по той причине, что для человека, над которым бы он эти чудеса совершил, да и для него самого последствия были бы очень плохими. Но теперь мы надеемся, что то время прошло, все изменилось, и теперь от схимонаха Иоакима могут быть и различные чудеса, и помощь, и исцеление. А в данный период, пока он не канонизирован и не прославлен, как святой, мы будем совершать у гроба ето панихиды, молитвенно взывать к его помощи во всех наших бедах и скорбях.
Да упокоит Господь душу схимонаха Иоакима".
И действительно по прошествии нескольких лет уже известны случаи чудесной помощи иеросхимонаха Иоакнма (в частности, исцеления от неизлечимых болезней).
После возрождения в конце 90-х годов Воскресенского мужского монастыря возник вопрос о перенесении нетленных мощей старца в обитель, где он совершал несколько столетий назад свой монашеский подвиг, и где обрел покой после своей кончины.
Наконец, 10 августа 2001 года по благословению архиепископа Михея состоялось торжественное перенесение мощей иеросхимонаха Иоакима из храма царевича Димитрия "на поле" в Воскресенский монастырь. Крестный ход, в котором приняли участие духовенство и множество верующих, возглавил Преосвященнейший Иосиф, в то время епископ Угличский.
После Божественной литургии Владыка Иосиф обратился с проповедью, в которой высказал надежду, что со временем иеросхимонах Иоакнм будет прославлен Богом в лике святых Русской Православной Церкви.
Надеемся, что угличане и впредь будут прибегать в своих нуждах к помощи угодника Божия, мощи которого покоятся в храме Смоленской иконы Вожией Матери "Одигитрня" у левого клироса Воскресенского монастыря.

Просим всех, кому известны достоверные случаи благодатной помощи иеросхимонаха Иоакима сообщать о них в нашу обитель.