Угличское водохранилище
Наш речной круиз теперь продолжается по великой русской реке Волга и на пути
очередной искусственный водоем – Угличское водохранилище, которое раскинулось в
довольно живописном районе на стыке Ярославской и Тверской областей, в
результате возведения здесь Угличской ГЭС.
Медленное течение, красивый окружающий лес, все это делает путешествие
успокаивающим и мерным.
Берега водоема довольно болотисты и добраться к ним от близ лежащих
населенных пунктов непросто, поэтому,
лишь изредка видны лодки. Деревеньки практически
отрезаны от цивилизации большими разрезами оврагов и большим количеством
образовавшихся в результате заполнения водохранилища заливов.
Строительство данного гидроузла продолжалось почти 8 лет с 1936 по 1943 года.
Площадь его составляет 249 квадратных километра, длина в наиболее протяженном
месте составляет 143 километра, максимальная ширина 5 километров, самые глубокие
места находятся на отметке в 19 метров.
В прежние, до образования Угличского водохранилища, годы между Угличем и
Калининым (ныне Тверь) курсировали лишь небольшие теплоходы, да и то всего 10-12
дней в начале лета. Этому способствовало огромное количество мелей
и водоворотов на этом участке, доставлявших
немало хлопот и проблем речникам и судоходству. Только между Калязиным и Кимрами
было около 16 мелей и перекатов. Предпринималась масса успешных и не очень
попыток в борьбе с этой проблемой, в ход шло все, и строительство дамб на
берегах Волги, организация запруд, для которых использовались и отслужившие
суда, деревянные щиты, связки прутьев, различные заборы и многое другое. И снова
человек вышел победителем над природой, отступили Медведицкая возле устья речки
Медведицы и Сухаринская неподалеку от села Сухарино мели, находившиеся в глубине
водохранилища и
речные круизы
теперь продолжаются с конца апреля по ноябрь месяцы.
По реке Медведице, в свое время,
осуществлялся спуск товаров к Волге новгородскими
купцами. На
месте образовавшегося со временем острова, находился небольшой укрепленный
городок с пристанью. Сама же река Медведица разделяла Тверские и Новгородские
владения. Неподалеку от этого места было владение князя Салтыкова, где по
народному преданию родился один из русских царей Борис Годунов.
Правее в Волгу впадает еще одна речушка под названием Нерль, которая на
рубеже 12-14 веков являлась одной из важнейших торговых линий между Волгой и
одним из крупнейших и важных с военной и торговой точек зрения городом древней
Руси - Переславль-Залесским. Путь товаров от
города пролегал через Плещеево озеро, далее по речке Вексе, озеро с рыбным
названием Сомино и непосредственно через Нерль в
Волгу. Чуть выше устья Нерли можно обнаружить небольшую полузабытую станцию
Скнятино, являющуюся ничем иным, как остатками древнего города, основанного в
далеком уже 1134 году Юрием Долгоруким. До наших дней дошли несколько
исторических названий этого города – это, помимо упоминавшегося выше, и Кснятин,
и Коснятин, и Константин.
Летопись говорит, что в 1148 году город сей имел довольно большое
стратегическое значение и являлся ничем иным как крепостью, и защищал
Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества от набегов неприятеля.
Впоследствии, в 1216 году, был разорен новгородцами, потом опять восстал из
пепла, но вновь был уничтожен монголо-татарами в 1238 году. В очередной раз
после восстановления, город Скнятин был уже сожжен в 1288 году в результате
междуусобной войны между местными князьями. Кснятин также упоминается в 1459
году уже как деревня.
Но на этом беды сего населенного пункта не закончились, нашла деревня и его
укрепления свое упокоение под водами Угличского водохранилища, в результате его
разлива. Все что осталось от нее, так это железнодорожная станция с одноименным
названием, несколько покосившихся домов и остров на
Волге. Такова трагическая судьба Кснятина.
|