Река Амур
Продолжаем наше увлекательное путешествие в речных круизах по величайшим
рекам России и поближе познакомимся с крупнейшей рекой Дальнего Востока рекой
Амур. Исток Амура находится на высоте 303 метра над уровнем моря в горах
Маньчжурии в месте слияния двух рек Шилки и Аргунь. Воды его текут на протяжении
2824 километров вдоль русско-китайской границы, создавая естественную границу
между странами и далее на юго-восток по России через множество населенных
пунктов, пополняя свои воды из многих притоков к Охотскому морю, в которое Амур
и впадает.
Между российским городом Благовещенск и китайским Хэйхе, Амур вбирает в себя
реку Зея, что позволяет ему значительно расширить свое русло. Хотя существует
мнение, что не Зея является притоком Амура, а наоборот, что подтверждается и
снимками из космоса, на которых отчетливо видно, что Зея в месте впадения в Амур
шире и полноводнее.
Одним из его притоков также является река Бурея и еще через 250 километров
река Сунгари, протекающая по Китаю. После чего Амур меняет свое направление на
северо-восток и устремляется к Хабаровску, где происходит соединение с Уссури.
Именно в этом месте и заканчивается граница между Россией и КНР.
Величина водного бассейна составляет порядка двух миллионов квадратных
километров, охватывая территорию Монголии, России и Китая.
Вырвавшись в долину, полноводный Амур, движется уже только по территории
нашей страны и уже проходят маршруты
речных круизов,
минуя Амурск и Комсомольск-на-Амуре, заметно сужается в этом участке и резко
уходит в северном направлении до слияния с рекой Амгунь, после чего изгибается
на восток, следуя мимо Николаевска-на-Амуре впадает в Татарский пролив.
Название Амура идет от слов тунгусо-маньчжурских языков «амар», «дамур»,
означающие «большая река». В Китае Амур называли «Хэйхе» «черная река» или «Хэйлунцзян»
река черного дракона. По местной легенде в водах реки обитал черный дракон,
олицетворяющий добрые силы, который победил злого белого дракона. Несмотря на
то, что этот дракон был белым, он топил лодки рыбаков и нападал на все живое.
Победив его, черный дракон остался жить на дне реки, проходящей по границе
Амурской и Еврейской автономных областей у Хинганских щек. Вот с тех пор
согласно этой красивой легенде и стали называть эту реку, рекой Черного Дракона.
«Хвост» этого дракона лежит в степях Монголии, само «тело» расположено в
четырех российских регионах и одной китайской провинции, две левые «лапы»
достают аж до самого Станового хребта в месте, где находятся истоки Зеи и Буреи,
притоки Амура. А вот две правые «лапы» это притоки Сунгари и Уссури, протекающие
по Китаю и Приморью России. «Голова» же дракона упирается в Охотское море и
«пьет» воду в Татарском проливе. Длина Черного Дракона от «хвоста» до «головы»
составляет 4500 километров. Монголы также называли Амур «Амур Хаара-Мурэн» -
широкая черная река.
Условно, Амур делится на три части. Верхний проходит от его истока до города
Благовещенск, средний до Хабаровска и нижний до устья. Северная же часть
Татарского пролива так и называется Амурский лиман, поэтому не будет ошибкой
считать, что река Амур впадает еще и этот одноименный пролив.
Особой характеристикой Амура считается его резкие колебания по уровню воды,
вызываемые летними и осенними муссонными дождями, которые приносят почти 75%
годового стока. При этом разница между максимальным и минимальным уровням воды
может колебаться в пределах 10-15 метров в верховье и до 8 метров в низовье
реки. Сильные дожди могут вызвать розлив Амура на 15-25 километров и держаться в
таком состоянии до двух месяцев. Лишь благодаря построенным гидротехническим
сооружениям на реках Зея, Сунгари и Бурея, летние и осенние паводки стали менее
выраженными.
Ихтиофауна реки Амур не имеет себе равных среди всех рек России. Здесь
обитает до 150 видов рыб, среди которых 36 видов промысловые, такие как белый и
черный амур, толстолоб, верхогляд, калуга длиной 4-5 метров, а также амурский и
сахалинский осетры. В водах Амура нерестится до девяти видов лососевых.
Первый мост через Амур длиной 2599 метров был построен в 1916 году в городе
Хабаровск, что позволило пересекать реку поездам Транссиба без использования
паромов. В 1975 году открылось движение автомобилей и поездов по мосту
протяженностью 1400 метров через реку в Комсомольске-на-Амуре. Еще одно
уникальное сооружение, это однопутный железнодорожный тоннель длиной 7198
метров, проходящий непосредственно под Амуром, строившийся в 1937-1941 годах. Он
до сих пор является единственным подводным тоннелем в России, и введен в
эксплуатацию в 1942 году.
Судоходство по Амуру началось в 1854 году и начинается от населенного пункта
Покровка, находящейся в 4-х километрах от слияния Шилки и Аргуни и заканчивается
вплоть до впадения в Охотское море.
Перевозку грузов и пассажиров осуществляет Амурское речное пароходство. В
приграничных с Китаем водах Амура запрещено плавание маломерных частных судов.
Перевозки туристов осуществляются речными круизами, в которых можно ознакомиться
с достопримечательностями таких городов как Амурск, Благовещенск, Хабаровск,
Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и других.
|