Беломоро -Балтийский канал
Из Москвы и Санкт-Петербурга берут свое начало не менее интересные духовные
речные круизы на Соловки. Теплоход с нашими путешественниками проследовал от
речных портов этих городов по уже известным нам маршрутам
до Онежского озера, откуда и попадает в
Беломоро-Балтийский канал, соединяющий озеро с Белым морем.
Еще в16-17 веках по месту нынешнего канала проходила дорога к святым местам
Соловецкого монастыря. Идея строительства водного судоходного пути принадлежала
Петру-1, но разработка проектов началась только в 19 веке. Из-за высокой
стоимости все проекты были отклонены царским правительством. И лишь в 1930 году,
уже советское правительство вернулось к планам строительства канала, которое
было начато в конце 1931 года, хотя сам проект был согласован и утвержден лишь в
феврале 1932 года.
До 1961 года, канал носил имя Сталина. Протяженность его составляет 227
километров, из них около 40 километров составляют
искусственные пути.
В его состав входит 19 шлюзов, из которых 13
двухкамерные и 6 однокамерные, 15 плотин, около 50 дамб, 5 гидроэлектростанций,
обеспечивающих электричеством нужды населенных пунктов и работы шлюзового
оборудования. Введение в эксплуатацию
канала, позволило создать надежный оборонительный щит северных земель страны. С
этого момента по каналу стали выходить на патрулирование северных границ
государства военные корабли, в том числе и подводные субмарины класса
«Декабрист».
Канал был построен исключительно силами, так называемых заключенных
каналоармейцев Беломоро-Балтийского лагеря, сокращенно з/к, от которого и пошло
жаргонное название «зек», численность которых в разное время колебалась от 100
до 125 тысяч человек. В нечеловеческих условиях, каналоармейцами было выполнено
земляных работ объемом 21 миллион кубометров, сооружено 37 километром
искусственных путей, была перенесена на новое место, мешающая строительству,
Мурманская железная дорога. По разным источникам, от 12 до 500 тысяч
политзаключенных погибло от голода, холода и аврала на завершающем этапе
стройки. Тем, кому посчастливилось выжить, были сокращены сроки заключения,
более 12 тысяч были освобождены. 25 июня 1933 года по всей протяженности канала
прошел первый пароход под названием «Чекист», а в июле по каналу совершил
прогулку на катере Сталин, в сопровождении Ворошилова и Кирова. После чего, 5
августа 1933 года, канал официально был открыт для судоходства.
Завершено строительство канала было в рекордные сроки 20 июня 1933
году. Речные круизы по Беломоро -Балтийскому
каналу берет свое начало у поселка Повенец и
пройдет через семь шлюзов «Повенчанской лестницы», расположенных на небольших
расстояниях друг от друга и образующих Южный склон канала. Трасса Северного
склона канала составляет 12 шлюзов и проходит через пять больших озер.
Маткоозеро расположено между шлюзами № 8 и 9, Выгозеро между № 9 и 10, Воицкое
озеро между № 10 и 11, Палагорка между № 11 и 12 и озеро Маткожня между шлюзами
№ 13 и 14. На границе Южного и Северного
склонов канала расположен водораздел.
Шлюзы южного склона, из которых 6 двухкамерные и
1 однокамерные, создают напор воды в 69
метров, шлюзы северного склона, из которых 7
двухкамерные и 5 однокамерные создают напор в 103 метра. Все шлюзы однотипны и
имеют размеры 135 на 14,3 метра,
запитываются водой через специальные обходные водопроводные галереи, находящиеся
в верхней и нижней головах каждого шлюза. Некоторые шлюзы были выполнены из
деревянных ряжей, заполненные камнем, в некоторых стенками являлись скальные
породы с облицовкой из древесины. Естественно, что деревянные конструкции от
времени и воды приходили в негодность и впоследствии были заменены на
бетонные.
Во время Великой Отечественной войны, Беломоро-Балтийский канал, как важный
стратегический объект подвергался налетам немецкой авиации и получил
значительные разрушения, а его западный берег был под контролем финнов. Южная
часть канала была полностью уничтожена. В 1944 году семь
ее шлюзов в стратегических целях были
подорваны советскими войсками. После войны, все объекты были восстановлены, а
судоходство открыто в июле 1946 года.
В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции
сооружений канала, была произведена их электрификация, завершившаяся в 1959
году. После открытия Волго-Балтийского водного пути, роль ББК значительно
возросла. Следующая реконструкция была осуществлена в 70-х годах 19 века,
при этом глубина судоходства была увеличена до 4-х
метров, канал стал составной частью Единой глубоководной системы европейской
части России. Помимо прочего канал дал жизнь и развитие таким городам как
Беломорск, здесь стала развиваться деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность. Одними из пунктов остановок речных круизов стали города
Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы, а в Повенце образован крупный порт.
Пройдя через шлюзы канала, теплоход попадает в Сорокскую губу Белого моря, в
устье которой находится промышленный центр региона город Беломорск. На
протяжении пути будут пройдены несколько крупных населенных пунктов,
образованных при возведении этого гидросооружения – Повенец, Сегежа, Надвоицы,
Сосновец.
В настоящее время на базе Беломоро-Балтийского канала открыт и действует
одноименный историко-культурный комплекс, в который входят все гидросооружения
канала, жилые и административные здания, памятники погибшим строителям,
установленные вдоль всего побережья. В Повенце, в честь всех погибших,
установлена деревянная церковь Святителя Николая. Речные круизы этого
направления завершаются на Соловецких островах.
|